Ания Байоразова: «На рынок идет волна казахского контента»

Ания Байоразова: «На рынок идет волна казахского контента»

Разговоры о скорой смерти телевидения, которое не выдержит перед напором интернета, начались больше десяти лет назад. Стандартные аргументы, которые использовали ТВ-скептики, сводятся к следующему. В силу разных причин молодая аудитория предпочитает онлайн-форматы, за ней туда уйдут бюджеты и продакшн.

При этом в последние годы и на больших, и на малых рынках (как Казахстан) ТВ переживает подъем. Рынок остается в фазе роста, даже несмотря на растущую конкуренцию со стороны современных электронных форматов, будь то онлайн-кинотеатры и стриминги или производители контента в YouTube.

Сначала о деньгах. По данным комиссии экспертов Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) за I квартал 2023 года, объем рекламы на казахстанском телевидении в годовом выражении вырос на 2% и достиг 5,9 млрд тенге. Позитивный для отрасли тренд подтверждают и наши данные: сейлз-хауз IMS, который продает рекламу в том числе и на «Седьмом канале», указывает, что темпы роста рынка примерно соответствуют этим значениям. Более высокую динамику мы по традиции ждем к IV кварталу, когда реализуется около 60% объема всего годового оборота рекламы. Для сравнения: по оценкам той же ЦАРА, за весь 2022 год на ТВ пришло 35,2 млрд тенге рекламы – это на 5% больше, чем годом ранее.

Начавшиеся весной прошлого года проблемы, связанные с дистрибуцией рекламируемых на телевидении товаров, в целом устранены. Компании отладили цепочки поставок и вернулись с бюджетами на рекламный рынок. Мы фиксируем восстановление активности во всех отраслевых группах клиентов, за исключением, пожалуй, автобизнеса, в цепочках поставок которого по-прежнему есть сложности.

Оптимизма добавляет приход на рынок новых игроков. В первую очередь это букмекеры. Сначала они пришли в наружную рекламу, теперь добрались и до ТВ. Наиболее активные команды на каналах, внимательно следящие за трендами, уже готовят совместные проекты с интеграциями букмекеров.

Есть и более традиционные для казахстанского рекламного рынка клиенты, но в новых форматах – брендированного контента. Например, «Седьмой канал» запустил кулинарное шоу «Разговор со вкусом», где нашим партнером выступает Coca-Cola. Мы собираемся развивать эту историю как с Coca-Cola, так и с другими рекламодателями. Это более сложный продукт, чем прямая реклама, однако мы видим в нем перспективу, поскольку рынок к таким форматам, наконец, оказался готов. Но еще несколько лет назад это было невозможно.

«Седьмой канал» в новом сезоне представляет проект «Разговор со вкусом»

Но и прямую рекламу рано списывать со счетов. «Седьмой канал» фиксирует рост спроса на казахоязычную рекламу. Это продиктовано как раз растущей долей молодых зрителей – тех самых, которые, если верить скептикам, попрощались с телевизором.

И здесь самое время перейти от рекламы к особенностям спроса. Наша аудитория выбирает русский язык, когда смотрит голливудские фильмы или сериалы производства РФ или Украины, а, например, турецкие, корейские, ну и, конечно же, казахстанские сериалы – по-казахски. На казахском сегодня снимается много сериалов и программ, причем тех, которые долгое время для нашего рынка казались неформатными. Мы фиксируем растущий интерес к телепередачам на казахском – «Қыздар-ай», «Battle сөз», «Жұлдызды шаңырақта».

«Седьмой Канал» в весеннем сезоне представит зрителям новое дневное шоу «Қыздар-ай»

Активное участие принимает и государство: благодаря грантам от государства только «Седьмой канал» в начале этого года снял два сериала на казахском и готовится снять еще два. Такие вливания в конечном счете значительно поднимут уровень производства контента в целом по отрасли.

В краткосрочной перспективе казахоязычный продакшн продолжит бурно развиваться, так как спрос на него по-прежнему не удовлетворен. По мере роста количества и качества казахоязычного контента будет происходить замещение импортных передач и сериалов. Это тот рынок, на который будут нацелены ключевые игроки рынка ТВ. Конкуренция на нем будет только усиливаться. Умирать ТВ-формат точно не собирается.


Источник: kursiv.media