Автобус Рудный–Костанай могут отменить из-за убытков

Жителям города Рудного, что в Костанайской области, вскоре возможно придется добираться до областного центра на такси — все дело в том, что автобусный маршрут, который действует уже не один год, совсем не субсидируется, хотя является социально-значимым. При этом, только в прошлом году общественный транспорт перевез между двумя городами больше 800-т тысяч человек. И без господдержки маршрут может закрыться, единственный выход, считают чиновники, повысить стоимость проезда. Татьяна Калюжная расскажет подробнее о назревающей проблеме в сфере пассажирских перевозок региона.
Междугородный маршрут № 120 соединяет Костанай и Рудный уже три года. Ежедневно на линию выходят 4 автобуса — они перевозят сотни пассажиров. Только в прошлом году было перевезено больше 800 (восьмисот) тысяч человек. Чтобы сделать маршрут более доступным для пассажиров, осенью 2024-го его признали социально значимым, но господдержки, как отмечают перевозчики, до сих пор нет.
АЛЕКСАНДР ВОЛКУН — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИП «БРУНЕР»
По закону орган власти должен не позже 7 рабочих дней заключить договор с перевозчиками после официального признания маршрута социально-значимым и вот на сегодня идет бездействие и заволокичивание и вопрос субсидирования завис в воздухе. Неужели на один социально значимый маршрут в бюджете нет денег? Ведь на этот маршрут на год не более 30 млн.
Заявку на субсидирование перевозчик подал ещё раньше — в 2023 году. Тогда её одобрили, но договор так и не заключили. В акимате Костаная поясняют: маршрут стал социально значимым официально лишь осенью 2024-го, а в бюджете на текущий год соответствующих денег не предусмотрено. Вместо этого власти предлагают другой выход — повысить стоимость проезда.
АИДА РАМАЗАНОВА — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТДЕЛА ЖКХ, ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И АВТОДОРОГ АКИМАТА КОСТАНАЯ
Повышение тарифов связано с отсутствием финансирования из областного бюджета для субсидирования социально значимых маршрутов на текущий год. Сумма выделенных субсидий составляет 2, 1 миллиард тенге при потребности 7, 9 миллиардов тенге.
В областном управлении пассажирского транспорта отмечают: в регионе действуют 23 межрайонных маршрута, половина из них субсидируется государством. На эти цели выделено 180 миллионов тенге из областного бюджета. Но сто двадцатый маршрут — зона ответственности Костанайского акимата. У районов денег на него нет.
ГУЛЬНАР БЕКМУХАМЕДОВА — РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И АВТОДОРОГ ОБЛАСТИ
Рудный маршрут является пригородным, договор заключен с городом Костаная и прерогатива города Костаная он социально значимый, они его признали социально-значимым, но вопрос субсидирования решает местный исполнительный орган.
В акимате Костаная непреклонны: денег нет — а значит, поднимайте тариф. А потому проезд может подорожать — с 340 до 460 тенге. Надбавка довольно существенная для местных жителей. Перевозчик с этим тоже не согласен: по его мнению, при таком тарифе пассажиры попросту пересядут на такси, проезд на котором обходится примерно в 500 тенге. А значит, маршрут станет нерентабельным и его закроют. И тогда, уверены перевозчики, и сами пассажиры, стоимость поездки у таксистов обязательно вырастет — ведь они станут монополистами на дороге между областным центром и Рудным.
———————————————