Розовых бланков не хватает

Алматинцы, страдающие онкологией, столкнулись с проблемой дефицита специальных бланков. Речь идет о розовых бланках с водяными знаками, которые необходимы для получения сильнодействующих обезболивающих препаратов. Раньше их использовали только в качестве рецептов для пациентов с онкологией и тяжелобольных, а с января этого года эти бумаги стали обязательными и для наркозависимых на заместительной терапии. В результате болеющие раком остались без рецептов. В проблемах медицинской бюрократии разбиралась моя коллега Альбина Онербаева.
Супруг Тамары Веемеевой борется с онкологией больше 20 лет. С недавних пор боли у мужчины стали невыносимыми. Обычные обезболивающие препараты уже не помогают, а с получением более сильных лекарств возникли проблемы, говорит алматинка.
ТАМАРА ВЕЕМЕЕВА — ЖИТЕЛЬНИЦА АЛМАТЫ
Он посмотрел, назначил вот этот трамадол. Я где-то неделю поколола. Вижу, что ему не помогает. Знаете, я этот трамадол просто, ну, как вот для галочки, что ли, я колю. Зачем? Он же живой. Ему больно. Он все время, когда начинается боль, он плачет, просит меня, сделай что-нибудь. Ну, сделай что-нибудь. Что я могу ему сделать? У меня нет ничего.
Выписывают сильные обезболивающие препараты на специальных розовых бланках с водяными знаками. Так было всегда и всем их хватало. Но с этого года такие же бланки стали обязательными для опиумных препаратов, которые выписывают наркозависимым. В итоге бумага для рецептов быстро закончилась, об этом даже писали в соцсетях, а заказать новые управления здравоохранения просто не успели, считает главный внештатный специалист по паллиативной помощи страны.
ГУЛЬНАР КУНИРОВА — ГЛАВНЫЙ ВНЕШТАТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ МЗ РК
Эти бланки изготавливают в специальных лицензированных типографиях, потому что это защищённые бумаги, и для этого нужно проводить тендер, нужно заключать договоры, нужно печатать эти бланки. Всё это время, которого у больных, испытывающих боль прямо сейчас, нет. Нет этого времени, мы не можем свою боль отложить. И мы говорим о сложной боли, о тяжёлой боли, о сильной боли, которая по шкале от 0 до 10 будет, 6, 7, 8, 9, 10. То есть это невыносимая и нестерпимая боль, которая лечится именно сильнодействующими наркосодержащими препаратами.
В управлении здравоохранения Алматы о проблеме знают и уверяют, что уже заказали необходимое количество бланков для всех больниц города.
АЙЖУЛДЫЗ АХМЕТЧЕНОВА — И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛМАТЫ
На сегодняшний день поставка розовых бланков для выписывания наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществлена во все поликлиники города Алматы. Ситуация возникла в связи с внесением изменений в приказ министра здравоохранения номер 32, согласно которым с февраля 2025 года препараты, отпускаемые по специальным рецептурным бланкам, включая метадон, подлежат оформлению исключительно на розовых бланках. В связи с этим возникла острая необходимость дополнительного количества указанных бланков для медицинских организаций города Алматы. Сразу же была проведена работа по поиску поставщика и получения коммерческого предложения с указанием необходимого количества суммы.
Но как говорят специалисты по паллиативной помощи, розовые бланки — не единственная проблема больных онкологией. Зачастую лекарства выписывают небольшим количеством на несколько дней. А чтобы получить новый рецепт, близким пациентов приходится вновь идти к врачам. По словам Гульнары Кунировой, Казахстан в мировом рейтинге по обезболиванию занимает последние строчки. По подсчетам экспертов, до 95 % всех онкобольных умирают в муках без обезболивания. И лишь единицы больных уходят на тот свет, не испытывая страданий.
———————————————