В столичном кризисном центре после принятия закона о бытовом насилии стало меньше обращений от женщин, страдающих от мужей-тиранов. Сразу на 20 процентов.
Закон, который в народе прозвали «Законом Салтанат», вступил в силу летом прошлого года. Что изменилось в работе центра «Үміт» за это время? И сколько жертв домашнего насилия обрели здесь свой дом? Расскажет моя коллега Асемгуль Касенова.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Кризисный центр Үміт скромно расположился в центре правого берега. Эти железные ворота преграждают путь семейным дебоширам.
Сейчас здесь находятся 16 женщин, ставших жертвами домашнего насилия. И 34 ребенка.
АСЕМГУЛЬ КАСЕНОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ
Вот в этих комнатах живут женщины с детьми, которые бегут от мужей-абьюзеров. Здесь они находят не только свой дом, но и самое главное – обретают чувство безопасности.
С 2013 года в стенах этого кризисного центра побывали больше двух с половиной тысяч пострадавших от домашнего насилия. Находиться здесь они могут от месяца до полугода, за это время получая психологическую и юридическую помощь.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Одна из них – 21-летняя Диана Дорохова. 14 февраля после развода с супругом, боясь за жизнь двоих своих детей, приехала в этот центр из Акколя. Рассказывает, что перед этим дважды писала на бывшего мужа заявление в полицию.
ДИАНА ДОРОХОВА – ПОДОПЕЧНАЯ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА «ҮМІТ»
Он, если выпьет, не соображает и все. И поэтому он начинает устраивать скандалы, и потом доходило до рукоприкладства. И также, например, после развода перед тем, как я сюда приехала, также случилось на фоне алкоголя. Просто потерял рассудок и все. Но он не считает, например, что это было рукоприкладство. Там несколько синяков, ссадин для него не считается.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Младшему сыну Дианы Виктору полтора года. Дочери Алисе – три, специалисты диагностировали девочке задержку в речевом развитии, поэтому в центре сейчас помогают и с лечением.
Могут также подсказать, как действовать при оформлении развода или подаче документов на алименты. В штате работают и психологи, как для женщин, так и для их детей. Еще один способ помочь тем, кто столкнулся с насилием – трудотерапия. Весь кабинет здесь заставлен разными поделками, среди которых есть и домик мечты, где девушки пытались показать то место, где они хотели бы жить после центра.
СВЕТЛАНА САБАНШИНА – КОНСУЛЬТАНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
У нас было очень много случаев, когда женщина пришла к нам вообще никакая, хотела прям умереть уже, но благодаря нашей совместной работе она не только встала на работу, она купила себе квартиру. Получается, одна из женщин успешно построила себе бизнес. Есть женщина, которая стала дизайнером.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Но бывали и случаи, когда и сотрудникам центра угрожали мужья их подопечных. Светлана рассказывает: один из таких тиранов хотел облить ее кислотой, если его жену и детей не отпустят. Другой дебошир пытался выбить двери центра.
Сейчас же после принятия закона о бытовом насилии ситуация изменилась. Абьюзеры стали бояться последствий своих поступков.
В народе этот закон после суда над экс-министром Куандыком Бишимбаевым прозвали «Законом Салтанат». Вступил он в силу в июне прошлого года.
Одно из основных изменений – это ужесточение ответственности за насилие и криминализацию побоев.
За лёгкий ущерб здоровью семейный дебошир получит штраф размером до 200 МРП (786 400 тенге), либо будет привлечён к общественным работам до 200 часов, либо отправлен под арест до 50 суток.
За нанесение тяжкого вреда здоровью – лишение свободы от трёх до восьми лет, нанесение среднего вреда здоровью – лишение свободы до двух лет, а за истязание – общественные работы до 600 часов либо лишение свободы до трёх лет.
КОРРЕСПОНДЕНТ: В центре говорят, если сравнивать 23-й и 24-й год, то количество обратившихся за помощью женщин снизилось на 20 процентов. Хотя в некоторых случаях девушки, простив мужей, возвращаются в семьи, а спустя время вновь оказываются в кризисном центре.
———————————————
© 2009-, «Седьмой канал». Все права защищены.