Единственная верховая порода Казахстана на грани исчезновения

В Костанайской области пытаются спасти единственную верховую породу лошадей, которую вывели в Казахстане. И вот сейчас, из-за финансовых сложностей, ее могут потерять. А ведь костанайская лошадь, как отмечают эксперты, настоящее селекционное достижение. Есть ли шанс спасти отечественную породу верховых скакунов, выясняла Татьяна Калюжная.

Когда-то конюшни костанайского конезавода «Қазақ тұлпары» были полны породистых лошадей — сейчас здесь лишь 91 голова. Из них племенных – 77. Но и этому количеству тут рады. Ведь прошлой зимой ситуация была действительно катастрофической — лошадей оставалось чуть больше 40.

ЕЛЕНА ЛУКЬЯНОВА — ЖОКЕЙ
В последние пять лет было очень сложно на заводе не было кормов и я не могла обеспечить за свой счет всех кормами, привозила по возможности,

А ведь единственную выведенную в Казахстане породу лошадей могли и вовсе потерять. А создавали ее почти 140 лет. Первые заводские конюшни появились на кустанайщине еще в 1888 году. Чтобы получить новую верховую породу, специалисты того времени скрестили местную казахскую степную лошадь с донскими, стрелецкими, астраханскими и полукровными верховыми жеребцами.

ТАТЬЯНА КАЛЮЖНАЯ — КОРРЕСПОНДЕНТ
В итоге сейчас эти лошади отличаются высокими рабочими качествами — силой, выносливостью и достаточно хорошей резвостью. В скачках им почти нет равных.

В прошлом году Президент страны подписал закон о сохранении и воспроизводстве отечественных пород лошадей и на заводе воспрянули духом. здесь надеются на республиканскую казну. Сейчас идет разработка финансовых и научных программ восстановления породы. А сам завод передан в ведение Минсельхоза.

ГАЙНИЯ ЕСЕЕВА — ДЕПУТАТ КОСТАНАЙСКОГО ОБЛАСТНОГО МАСЛИХАТА
Непосредственно управляющей компании там руководителем является Национальный аграрный научный образовательный центр и, естественно, проведены расчеты в рамках субсидирования сметы рассчитаны, переданы в этот НАНОЦ, на одно поголовье скакуна допустим, будет примерно около 2,5 млн.

Пока же завод находится практически на самоокупаемости. Эту зиму, отмечает глава конезавода, завод выживает исключительно за счет продажи зерна, выращенного на своих же землях. Смогли здесь заготовить и корма. Но надеются на полноценное возобновление работы.
———————————————