Казахстан запускает собственные цифровые продукты, но пользователи по-прежнему выбирают зарубежные платформы. Почему национальная языковая модель KazLLM остаётся вне массового спроса? Этот вопрос накануне публично поднял президент Касым-Жомарт Токаев, указав и на слабое продвижение мессенджера Aitu. Интереса к отечественным IT-разработкам пока не видно. Что мешает казахстанским технологиям стать по-настоящему популярными и чем может обернуться зависимость от искусственного интеллекта, созданного за пределами страны, разбиралась Динара Абдирова.
ДИНАРА АБДИРОВА – НЕЙРОКОРРЕСПОНДЕНТ
Я стою на крыше небоскрёба, за мной город и высотки, а еще огни города. ВАЖНО ЧТОБЫ БЫЛ СНЕГ.
Хоть я выгляжу реалистично, но знайте, что это мой цифровой двойник. И всё что вы видите вокруг меня сгенерировано нейросетями. Возможности здесь– безграничны и я могу оказаться в любом месте.
Так, я оказалась на самом высоком пике Казахстана — Хан-Тенгри. Но точнее мой цифровой двойник и всё здесь не по-настоящему. Но всё равно это очень впечатляющее.
Нейросети позволяют вашему аватару в один клик переместиться в любую точку мира или даже оживить целую историческую эпоху. Для создания таких цифровых реалий можно использовать и отечественные платформы. Так, казахстанский стартап Higgsfield совершил революцию на рынке искусственного интеллекта. Это подтверждает и специалист Еркинбек Таласбек. Он активно использует эту платформу в своей работе и его ИИ-видеоролики уже набирают миллионы просмотров в социальных сетях.
ЕРКИНБЕК ТАЛАСБЕК – СПЕЦИАЛИСТ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ
Я считаю себя патриотом и наверное, вы слышали о Хигсфилде, это наш отечественный сервис, который разработали казахстанские ребята, и он очень популярный в мире. Его уровень не хуже, чем у зарубежных. И цена подписки вполне приемлемая для нас. Так поддерживаю отечественных разработчиков.
Этот сервис по версии Google уже вошёл в топ-25 стартапов мира и привлёк большие инвестиции. Но это не единственная разработка казахстанских айтишников. В стране создали также мессенджер Айту, крупные языковые модели: KazLLM и AlemLLM. Они умеют анализировать тексты, отвечать на вопросы и переводить. Только вокруг базы KazLLM формируется целая эко-система. В их числе модель – Ойлан. Но спрос остаётся низким, пользователи больше выбирают ChatGPT. Оно и понятно, на многие наши запросы отечественная платформа Ойлан не смогла ответить. Разработчики говорят, цель не конкурировать с мировыми айти-гигантами, а создать инструмент с фокусом на казахский и локальный контекст.
АСПАНДИЯР НУРИМАНОВ — АНАЛИТИК ДАННЫХ ИНСТИТУТА УМНЫХ СИСТЕМ И ИИ (ISSAI) ПРИ НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТЕ
Мы конкурировать не собираемся с ними и не можем, и мощностей меньше и талантов не так много, как в Штатах, мы не хотим конкурировать, а хотим, чтобы казахский язык не отставал. Популяция в Казахстане на самом деле не такая большая, как в других странах, если мы делаем продукт либо выходить на международную, в Казахстане тоже можно делать, но в одном направлении.
Создание национальных языковых моделей и мессенджера инициировано на государственном уровне. Разработки стала частью большой стратегии по развитию искусственного интеллекта в Казахстане. За созданием KazLLM стоял Институт умных систем и искусственного интеллекта при Назарбаев университете. А за приложением айту — BTS Digital Ventures. Эксперты говорят, сама идея разработки национальных айти-продуктов оправдана, они стране необходимы. Но не стоит их позиционировать как «наш ответ мировым лидерам».
АБЫЛАЙ ИСИН – PR-ЭКСПЕРТ В IT
По факту, она нужна для национального суверенитета и безопасности это важно, чтобы было. Но важно понимать, всегда ли оно удобно. К примеру, есть простое понятие «цифровая привычка» — зачем мне переходить на айту, когда у меня есть ватсап, и все мои коллеги там сидят. Ну, цифровая безопасность? Государство меня не может обязать. Какой – то суперапп должен быть, чтобы клиенту было удобно этим пользоваться, а не потому что нужно.
Эксперты также отмечают отсутствие рекламы и слабость информационной поддержки отечественных айти-продуктов. К примеру, многие казахстанцы до сих пор не знают о KazLLM, а потому не могут оценить по достоинству семейство казахстанской нейросети. Такая ситуация и с другими разработками.
———————————————
#Новости #Новости2026 #Новостиседьмойканал #Жетіншіарна #седьмойканал #7канал
© 2009-, «Седьмой канал». Все права защищены.